Сможет ли Запад разыграть косовскую карту против России

Сможет ли Запад разыграть косовскую карту против России

Руководству Сербии приходится идти на чудеса геополитической эквилибристики

Очередное, уже третье за год, обострение ситуации в Косово пугает многих разморозкой старых конфликтов на Балканах. Внимание мировой общественности раз за разом перетягивает на себя этот регион, не зря получивший славу «пороховой бочки Европы». Однако вопреки всем страхам и опасениям новая война там не начинается. И вряд ли начнется — как минимум до окончания «горячей фазы» военных действий на Украине.

Фото: pixabay.com

Логика проста: для разморозки застарелого противостояния необходимы желание и политическая воля внешних авторов, в этом заинтересованных. Несмотря на немалые военно-политические возможности, Вашингтон и Лондон на сегодняшний день не торопятся их применить в Косово, открыв там «второй фронт». Наоборот, из раза в раз мы слышим нехарактерные прежде призывы к миру со стороны посла США в Приштине, адресованные властям непризнанной республики. Что это значит: у американской и британской администраций нет уверенности в исходе размороженного противостояния на севере Косово. Диалог с президентом Сербии довольно напряженный, но конструктивный. Белград выполнил все до последнего пункты «Брюссельского соглашения», заключенного в 2012 году, в отличие от Приштины, которая не выполнила ни одного. Даже сообщество сербских муниципалитетов на населенном преимущественно сербами севере края так и не было учреждено. А в результате последнего обострения, связанного с требованием замены автомобильных номеров местными жителями с сербских на косовские, те редкие сербы, которые работали в локальном самоуправлении, демонстративно приостановили свою в нем деятельность.

Таким образом, угроза возобновления конфликта в Косово становится исключительно инструментом давления Запада на Сербию с целью присоединения к антироссийским санкциям и следованию в общем русле политики ЕС. Не более того. Однако в этом качестве оно способно быть задействованным в любой подходящий момент. Строптивые сербы хотят продолжать получать российскую нефть? Разморозим конфликт в Косово. В Сербии продолжают, как ни в чем не бывало, работать подсанкционные российские компании? Дадим отмашку приштинскому спецназу устроить перестрелку на границе. Вучич продолжает переговоры с Москвой? Ответ вы знаете.

Другое дело, что и у Белграда терпение небесконечно. «Поправившаяся» после долгой болезни сербская армия уже может дать серьезный отпор — в этом нет никаких сомнений. Есть только политические риски: что будет дальше? Последние пять лет Сербия устойчиво занимала первое место по темпам экономического роста в Европе и крайне этим дорожила. Вряд ли эти темпы можно будет сохранить в случае начала боевых действий. Не стоит забывать, что пока все же Германия находится на первом месте в рейтинге главных инвесторов в сербскую экономику. Конечно, список инвесторов весьма широкий — в нем занимают свои уверенные места и Китай, и Россия, и Турция, и страны Персидского залива. Но ни один из них до последнего момента не смог конкурировать с Берлином за звание главного инвестора в Сербию.

Сербский лидер Александр Вучич очень ценит экономический рост в стране, начавшийся при нем, прервав падение впервые с конца 1980-х. Потому многовекторность Белграда на практике не прихоть, а естественная потребность и единственная возможность для этой маленькой страны быть перекрестком торговых путей и отношений различных центров влияния. Бесконечные угрозы этому, с одной стороны, держат сербскую власть в постоянном тонусе, но с другой — создают пространство для защиты своего особого нейтрального статуса. Кстати, именно при Вучиче в преамбулу Конституции страны был добавлен пункт о военном нейтралитете Сербии, поставивший крест на любых, даже умозрительных разговорах прозападных политиков о возможном членстве в НАТО.

Для сохранения политико-экономического баланса Белграда руководству страны приходится идти на чудеса геополитической эквилибристики. Но альтернативной этому непростому занятию является прозябание в хвосте Европы. И ни Белграду, ни Москве, ни Пекину это невыгодно. Нынешняя ситуация постоянных провокаций Вучича, очевидно, будет продолжаться еще с большей частотой. Если прежде обострения в Косово случались раз в два года, теперь практически ежеквартально. Избранная тактика повторения успешного югославского опыта как центра неприсоединения себя в полной мере оправдывает. Значит, нынешняя сербская власть будет ее придерживаться до самой последней возможности. Не вводить санкции против Москвы, не признавать Косово Александр Вучич не будет. Скорее он подаст в отставку, предоставив принимать фатальные решения другим. Если этого не произойдет, до 2027 года Сербия будет оставаться практически единственной дружественной России страной в Европе. Сербское окно возможностей будет оставаться открытым. Воспользуется ли им Россия? Пока Москва предпочитает турецкую или эмиратскую площадки. Оправдано ли? У Эрдогана на носу тяжелая избирательная кампания с весьма вероятной перспективой поражения, у нефтяных принцев Залива на уме только максимизация нефтяной выручки. Опираться на них всерьез вряд ли стоит. Одиночество России весьма возможно, но необязательно.

Источник

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *