Обнаружена чрезвычайно близкая к Земле «черная дыра»: больше Cолнца

Исследователи, впрочем, утверждают, что бояться нечего

Давно известно, что черные дыры – самые опасные объекты во Вселенной. Они способны даже поглотить целую планету. Ученые из Франции, к сожалению, обнаружили еще одну черную дыру в галактике. Они предупреждают, что с астрономической точки зрения она чрезвычайно близка к нам. Однако причин бояться, кажется, нет.

Фото: ESA

Найденная Gaia BH3 находится на расстоянии 2 тысяч световых лет от Земли в созвездии Орла. Это делает ее второй ближайшей к Земле известной черной дырой после Gaia BH1, которая находится от нас на расстоянии около 1500 световых лет.

Астроном Парижской обсерватории Паскуале Пануццо уверяет, что «нет причин бояться»: «Черная дыра находится близко к нам, в масштабах нашей галактики. Но она все еще находится на расстоянии 2 тысяч световых лет, в 500 раз дальше, чем Проксима Центавра, и не подойдет намного ближе в будущем».

Черная дыра Gaia BH3 находится не в собственной солнечной системе, а в «двойной системе», состоящей из черной дыры и звезды, что встречается довольно редко.

Интересно, что звезда вращается вокруг черной дыры, и это придает звезде странное «раскачивающееся» движение. Колебания измерялись в течение нескольких лет с помощью космического телескопа Gaia Европейского космического агентства, расположенного на расстоянии около 930 тысяч миль (1,5 миллиона километров) от Земли.

Дополнительные данные других телескопов, в том числе ESO в Чили, подтвердили, что масса этой черной дыры в 33 раза больше массы Солнца. Доктор Пануццо и его коллеги говорят, что Gaia BH3 — это «звездная черная дыра», поэтому она находится в самой низкой классификации, когда дело доходит до измерения массы черных дыр.

Однако Gaia BH3 по-прежнему остается второй по величине черной дырой в нашей галактике. Самая большая черная дыра в Млечном Пути — Стрелец А*, расположенная в центре галактики, имеет солнечную массу около 4 миллионов и вращается так быстро, что принимает форму футбольного мяча.

Однако Стрелец А* находится на расстоянии 26 670 световых лет от Земли, то есть в 13 раз дальше, чем Gaia BH3.

Вопрос о том, как именно возникла недавно открытая двойная система (со звездой, вращающейся вокруг черной дыры), станет предметом будущих исследований.

Однако у доктора Пануццо, который является основным автором исследования, результаты которого были опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysicals, есть некоторые теории: «Классический сценарий заключается в том, что система состоит из массивной звезды (которая коллапсировала и образовала черную дыру) и звезды малой массы (той, которую мы видим сегодня). Другой сценарий заключается в том, что звезда-компаньон с малой массой была захвачена черной дырой после ее рождения. У нас есть несколько намеков на то, что последний сценарий является более вероятным».

Ранее в этом году другая группа ученых обнаружила самую яркую и самую голодную черную дыру. Ее название – J0529-4351. Она обладает массой, в 17 миллиардов раз превышающую массу Солнца и поглощает по звезде в день.

Из-за огромного гравитационного притяжения черные дыры растут в массе, захватывая близлежащие объекты, будь то звезды, планеты и даже другие черные дыры.

Другая команда недавно представила невероятную карту 1,3 миллиона сверхмассивных черных дыр, живущих в центрах других галактик.

Источник