От Петербурга до Владивостока проехал литературный поезд

От Петербурга до Владивостока проехал литературный поезд

Оставив вопрос: украинская поэзия уходит в Россию?

Из Петербурга во Владивосток через август  проехал уникальный состав. В  пунктах остановки – встречи с  талантливыми людьми, поэтами. Среди них – не только российские авторы, граждане многонациональной литературы,  но и бывшие украинцы. Этот маршрут показал парадоксы и проблемы нашей духовной жизни.

Фото: Лилия Шарловская

Такое может быть только в России: в дни испытаний создаётся  событие духа –  мчит литературный поезд. Проект придумал    Денис Котов –  основатель, создатель и руководитель многих начинаний в области просвещения. Инициативу подхватил Российский союз писателей, создающий новые форматы общения литературы и общества,  вызывающий к жизни  таланты. Поэты в том составе собрались разные, каждый по-своему вёл работу по вспашке нашей фантастической реальности.  Литературная поездка породила и оставила несколько очень важных мыслей. 

Мысль первая: чем и за что мы платим. Как много в России  идей,  громада  проектов, это — национальное богатство! Но величие замыслов и минимум возможностей очевидны. Литература  вернулась в допушкинский формат в плане потери  статуса  профессии – за неё теперь не платят. За что боролись поколения талантов, утрачено.  Государство исключило из  бюджета  духовное развитие общества, и мы получили то, что получили – бедных великих поэтов и процветающих пошляков, стригущих купоны в массовой культуре. За это и несём расплату.  

Мысль вторая: как закодирована поэзия. «Блажен, кто посетил сей мир. В его минуты роковые…» — правду сказал Тютчев! Мы  живём в  роковые времена – и Россия ответила на  испытания подъёмом поэтического творчества.  Нет, не работает у нас  формула «когда говорят пушки – музы молчат».  Наоборот, в роковых обстоятельствах  народная душа отвечает, усиливая голоса муз. Мы все ищем культурные коды – а вот он, один из главных кодов России – на времена кризиса и смертельных испытаний Россия отвечает – искусством. Страна поэтов.  У нас склад личности – поэтический. Народ  говорит стихами. Творчество – вот  чем русская цивилизация отвечает на исторические потрясения, оно и есть наша  предельная национальная идея. 

Достаточно взгляда на историю, чтобы понять — подъёмы отечественной словесности  стали ответом на военные напряжения. «Певец во стане русских воинов» гениального Жуковского, «Бородино» юного Лермонтова, стихи Раевского – весь русский «золотой век» запечён в пекле войны 1812 года. Лев Толстой-писатель родился на редутах Севастополя, в крымских сражениях.  А «серебряный век», поэты-воины, один Николай Гумилёв –  знаковая фигура этой смычки литературы и битвы. Что говорить о великих поэтах, совершивших свой человеческий и творческий подвиг во время Великой Отечественной, имя им легион – они дали миру невиданное явление народной патриотической поэзии, включая  строчки мальчишек-лейтенантов. И  –  мудрая поэзия поэтов-классиков, взрослыми проходившими  горнилище – Константин Симонов, Илья Эренбург, Сергей Михалков. Не кроется ли  тут ответ на ту самую ускользающую «русскость» нашей цивилизации, формулированием которой все озабочены?

Мысль третья: зачем стране нужны поэты. Анна Аркаева (проект «Из какого сора»), чтобы популяризировать современных авторов, сделала 20 программ. Сергей Дижонков – массажист, детей спасает, а поэзия у него героическая. Сергей Черноглазин, лирик: «И так светло от сновидений жизни…».  Анна Анатоль – хочет сблизить поэзию и молодёжную аудиторию – делает выставки  фотографий с поэтическими текстами. Франц Десимон – художник-дизайнер, стихи о  городах – «солнечное утро — и щёки стен зарделись». Группа «Штрихи»  — Чурнов Станислав и Марианна Мартыненкова,  их тема – любовь. «Потому что Любовь – это то, что рождается с телом и вместе с ним не умирает».

Что зацепило: сменился тон поэзии, нет доминирования иронии, характерного для 1990-х и нулевых, ядовитый сарказм, дешевый стеб ушёл. Нет поэтического плача 2010-х. Пошёл чистый светоносный поток. Выбор текстов не предполагал цензуры, было одно условие – регламент. Значит – произошёл естественный поворот, и сам дух поэзии устремился к  пушкинскому завету: к чувствам добрым.  

У поэтов зрение – сферическое: и вверх, и вниз, по горизонтали и  вертикали. Я уловила расширение этой офсетности. Прошлое  входило в логику настоящего, росло смысловое пространство.  Новым знаком поэзии стала актуальная работа со смыслами. Поэты показали себя как виртуозы сопоставления времён, идей… И – отменное владение версификацией. Поэзия заново вошла в русло великой русской словесности, с самых первых плодов  проявлявшей не только широту души, но и широту мысли, и уже от первых летописей мыслила космично, отправляя страну в  путь, исчисляемый от Сотворения Мира.  В сегодняшних  стихах — актуальность, умноженная на летописность,  мир  пересотворялся.  

Я пошутила: «поэты как девайсы – заряжаются друг от друга». Но и все заряжаются от поэтов, дело поэзии – давать энергию жизни. Без поэзии и жизни нет – той самой, достойной, человеческой.  

Мысль четвертая: украинская поэзия ушла в Россию? Удивила география встречи, где не одни москвичи, и не в пределах Садового Кольца. Ольга Красильникова из Ярославля («Пишу стихи с 6 лет, а показывать начала недавно»). Ярославль – понятно, Золотое кольцо всегда обнимало культурное ядро России, и было  ядром русской культуры. Иринка Ковалёва с Алтая, родины Шукшина («Я недавно переехала в Москву, душой ещё там»), а тема её – поиски Бога.  Владислав Киенко из Харькова («Чтобы сюда приехать, мы  под бомбёжкой переехали минное поле. Попали под обстрел. Два месяца жили на передовой»). Под обстрелами произошла переоценка ценностей. Начал писать стихи, понял, что  главное в его жизни и что он должен сделать. Уехал в Россию. 

А вот Мира Ольгина –это псевдоним: «Я из Одессы, там прожила до 2014 года, а с 2014 живу в России. После 2 мая не смогла оставаться. Сменила имя». При слове Одесса – в глазах слёзы.  Зал затих перед силой ее словесной неги и кроткого очарования. Это было как ясновидение. Знаки природы, будто «бисер древних  словес».  Август – «время собирать плоды и смыслы – и всё раздать…». «Марфа и Мария Магдалина» — о покаянии. А ведь вот она,  душа Одессы, истинная Муза! Совестливая, нежная. Шутливая и  доверчивая. Душа исстрадавшегося города  бежала в Россию. Получается – словесность Украины переехала в Россию? Украинская муза с нами?

Мысль пятая: куда нам идти? Над увиденным и услашенным словно стояло напутствие патриарха современности, поэта, профессора литинститута Константина Кедрова: «Что остаётся от времени? Не газ, не нефть – стихи! Что осталось от 19 века? Пушкин! А революционная эпоха? Маяковский, Есенин, Блок! И 60-е, и конец ХХ-го века —  Вознесенский, Евтушенко, Ахмадуллина. В творчестве – мука поэта. Сколько его били, а он всё своё! Он приговорён писать. Но в итоге поэт даёт название тому, что происходит! В этом наше счастье…». 

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *