Московская оперетта представила шлягер Франца Легара

Московская оперетта представила шлягер Франца Легара

Голливудская вдова сама себя продвинула

Московский театр оперетты представил оригинальное прочтение классической оперетты Франца Легара «Веселая вдова». «Королева оперетт» — так называют ее любители жанра. Постановку мирового шлягера доверили Алексею Франдетти, который вместе со своей командой — драматургом Константином Рубинским, дирижером Константином Хватынцом, художниками Максимом Обрезковым (сценография) и Викторией Севрюковой (костюмы), хореографом Ириной Кашубой и художником по свету Александром Сиваевым — доверие оправдал, выпустив спектакль дерзкий, провокационный, вызывающий восторг одних и негодование других, а главное — привлекающий публику на яркое высокопрофессиональное шоу.

Фото: АГН «Москва»

Алексей Франдетти любит женить разные жанры на своем фаворите — мюзикле бродвейского типа. Ему это удавалось даже в опере. Ну, а уж в оперетте — сам бог велел. Приступив к «Веселой вдове», режиссер взялся за дело серьезным образом: он привлек драматурга Константина Рубинского, который не только пишет прекрасные стихотворные либретто, но и наделен даром сочинять сюжетные интриги, красиво упакованные в внятную, логичную, динамичную драматургию. Рубинский заменил древнюю пьеску Анри Мельяса, лежавшую в основе легаровской «Вдовы» в момент ее создания в 1905 году, на абсолютно новый сюжет, в котором коллизия богачки Ганны Главари интегрируется в историю о голливудских звездах, съемках первого звукового кино и интригах киномира конца 20-х начала 30-х годов прошлого века. Максиму Обрезкову это дало возможность выстроить на сцене масштабные павильоны голливудской киностудии, а Виктории Севрюковой придумать эффектные костюмы, в которых очень театрально, условно и даже фантастично обыграна стилистика модерна и ар-деко.

Итак, в Голливуде снимают фильм-оперетту Легара «Веселая вдова». В ролях Ганны Главари и графа Данило — бывшие любовники Габриэлла (Анна Золотова) и Дэниэл (Иван Викулов). Продюсеры конкурируют друг с другом, а крышующий студию мафиози Дон Брандоле (Юрий Веденеев) озадачен артистической карьерой своей необъятной усатой племянницы.

Замена либретто в оперетте — распространенная традиция, практиковавшаяся в том числе и в советское время. В этом оперетта выгодно отличается от оперы — менять принято не только разговорные диалоги, но и тексты арий. Советский театр по-своему интерпретировал классику Кальмана и Штрауса, переписывая сюжеты и в «Сильве», и в «Летучей мыши». Однако у части консервативной публики реакция охранительная: можно ли замахнуться на Франца нашего Легара? «Можно», отвечает переполненный зал театра, который охотно принимает новый сюжет и трансформацию героев. Финал оперетты, когда Габриэлла Гловер (Анна Золотова), играющая в фильме Ганну Главари, объявляет о создании своей собственной студии, на которой свой первый фильм снимет никому не известный дебютант Стивен Спилберг, вызывает хохот и овацию зрителей. Нравится публике и телефонный разговор Дэниэла с Легаром: нетрезвый артист открывает душу композитору, которому удалось в своей оперетте рассказать печальную историю его самого — балканского юноши-циркача, сделавшего карьеру в Голливуде, но потерявшего свою любовь. Впрочем, по законам оперетты слезливая драма быстро сворачивается — и вот уже Габриэлла на все согласна, и есть поцелуй в диафрагму, и надпись The end на экране. И даже брошенные героями продюсеры при делах: ведь из страшенной протеже Дона Брандоле вполне можно сделать звезду хоррора.

Музыка звучит в авторской редакции, которую Легар сделал к своему 70-летию в 1940 году. Именно тогда он написал увертюру — 9-минутную оркестровую композицию, которая в спектакле Московской оперетты стала пластически-хореографическим клипом в самых лучших традициях бродвейско-голливудских мюзиклов. Маэстро Хватынец и оркестр с первых тактов установили высокий градус энергии и эмоционального накала, который не снизился до финальных поклонов.

Артисты, работающие на стыке жанров оперетты и мюзикла, виртуозно справляются с хитрой режиссерской задачей. Чувствуется рука педагога по актерскому мастерству Оксаны Костецкой. Да и в принципе для труппы Московской оперетты — это не впервой. Мало того, в драматургии спектакля есть эпизоды оперного типа: дуэты, ансамбли, хоровые сцены — не остановка действия, как это чаще всего бывает в оперетте, а его интенсивное развитие. Важную краску вносит еще один жанр — кинематограф: кадры немого кино сняты мастерски и вполне могут сойти за подлинные фильмы 20-х годов.

Анна Золотова (Габриэлла/Ганна) — настоящая опереточная звезда, которой вполне удаются драматические и комические сцены. Красавец Иван Викулов в роли Дэниэла/Данило одинаково обаятелен в образе подвыпившего гуляки и влюбленного лирического героя. Вторая пара (непременный стандарт классической оперетты) — Ольга Белохвостова (Валенсия) и Александр Бабик (Росс Кэмил) — эталон характерного дуэта. Актеры, играющие роли второго плана и даже эпизодические роли, также выразительны, каждый наделен яркой индивидуальностью. Статистов здесь нет. Всех отличает высокого класса вокал, харизма, пластика, впечатляющий диапазон актерских красок, в котором отсутствуют какие бы то ни было штампы. А если они есть, то это сделано вполне сознательно — так народная артистка Елена Ионова, по жизни героиня и красавица, играет крошечную клоунскую роль Джуди, в обязанности которой входит продемонстрировать свое неестественно шокирующее декольте, щелкнуть хлопушкой и объявить эпизод. И вот эта киносъемочная банальность обыгрывается по полной программе. Уж если штамп, то штамп.

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *