Кольца Маяковского и Лили Брик «превратились» в кошку: мистика на посвященной поэту выставке

Кольца Маяковского и Лили Брик «превратились» в кошку: мистика на посвященной поэту выставке

Что показали к 130-летию со дня рождения «человека большого РОСТА»

В Государственном музее истории российской литературы имени В.И.Даля на выставке, посвященной 130-летию со дня его рождения Владимира Маяковского поэта представили сразу в девяти образах. Это совместный проект с Государственным музеем В.В. Маяковского, который находится в состоянии затянувшейся реконструкции. Название «О разных Маяковских» подарил выставке сам поэт, как и все, что на ней представлено.

Александр Кибальников. Бюст Маяковского, 1956 год.

Фото: Светлана Хохрякова

Накануне официального открытия собрались директора литературных музеев, чтобы отпраздновать дату. А говорили о том, что прожил Маяковский неполных 37 лет, ушел из жизни почти 100 лет назад, но до сих пор остается актуальным поэтом. Его называли создателем отечественной рекламы, вспоминали о непростых отношениях с властью,  неприятие его Лениным и выбор в пользу смерти в 1930 году, к которому привела  «паутина противоречий». Свой уход он словно предугадал в поэтической эпитафии на уход Есенина в 1925-м.

Название выставки повторяет одноимённую статью поэта «О разных Маяковских» 1915 года, где он называет себя нахалом и циником, извозчиком и рекламистом.

Маяковский и театр.

Фото: Светлана Хохрякова

Директор ГМИРЛИ имени В.И.Даля Дмитрий Бак призвал посмотреть на Маяковского с учетом контекста, оставшегося за кадром в советское время.

«Маяковский! Это нельзя выдумать, нельзя повторить. Попробуйте лесенкой прочесть «Я помню чудное мгновенье». Это будут другие стихи», — темпераментно произнес Бак и сам же попробовал, прочитал.

Он предоставил слово новому директору Музея Маяковского, только-только заступившему на пост: «Видимо так предопределено свыше, чтобы музеем Владимира Владимировича Маяковского руководит Владимир Владимирович Лисенко».

Лисенко так оценил выставку: «Обилие монументов, бюстов, голов великого поэта и гражданина отражают Владимира Владимировича, закаменевшего в бронзе и металле. А выставка показывает его – настоящим человеком своей эпохи, который был живым и непосредственным во всех своих проявлениях».

Фото: Лилия Шарловская

Заведующая отделом «Музей истории литературы ХХ века» и куратор выставки Лариса Алексеева уверена, что в свои сто тридцать Маяковский не устарел. Его по-прежнему читают и  слушают, увлекаясь его мощной энергией. Кем бы он мог быть сегодня? Рэпером, рекламщиком, дизайнером, художником стрит-арта,  блогером-миллионником… Кем угодно.

Девять образов поэта, почерпнутые из его же поэзии, образуют композицию выставочного пространства. Начинается она с «бесценных слов мота и транжира», «нахала в жёлтой кофте», а завершается — «непонятным массам» поэтом. Между ними — несколько ипостасей:  «не мужчина, а облако в штанах», «летающий пролетарий», «людогусь», разговаривающий с Эйфелевой башней, «Будетлянский силач и Новый Ной», «не для денег родившийся», «человек большого РОСТА», «щен», «вырабатывающий счастье». Архивные материалы соседствуют с современным  инсталляциям. Всего представлено порядка  300 предметов — афиши, рукописи, фотографии, эскизы костюмов и декораций к «Мистерии-буфф», личные вещи.

Кольца Маяковского и Лили Брик с оптическим эффектом.

Фото: Светлана Хохрякова

Привлекают внимание редко выставляемые золотые кольца-печатки, которыми в 1918 году обменялись Маяковский и Лиля Брик. Сделаны они по заказу поэта. На печатке малого кольца буквы «ЛЮБ» идут по кругу, так что читается слово «люблю». На внутренней окружности выгравировано имя «Володя», а «Лиля» —    внутри большого кольца с латинскими инициалами поэта. 

Под кольцами — крохотная фотография пары, сделанная в Петрограде в 1915 году. Как говорят сотрудники музея, при создании выставок сами собой случаются мистические вещи. Когда в витрине выставили кольца, образовалась тень в виде кошки — ушки на макушке, глаза. Лиля Брик, как известно, подписывала свои письма Маяковскому: «Твоя Киса». Маяковский в ответ писал: «Твой Щен». Тут и выполненный карандашом парный портрет «Любовь» Тышлера 1954 года, петроградская фотография Брик 1916-го, ее же портрет, сделанный Маяковским в 1915-1916 годах  в альбоме с рисунками.

Среди раритетов — записные книжки Маяковского с адресами друзей, рисунками, фрагментами поэмы «Во весь голос», черновиками стихотворения «Революция. Поэтохроника» 1917 года. Из 70 записных книжек, хранящихся в музее Маяковского, на выставке представлено 7.

Записная книжка N 33 с рисунком «Кактусы на фоне гор», бирка от багажа, фото американской возлюбленной и американской дочери поэта.

Фото: Светлана Хохрякова

В пространстве, где Маяковский представлен как Новый Ной и Будетлянский силач —  два  крошечных рисунка 1913 года. Это «Человек» Михаила Ларионова и эскиз костюма «Будетлянский  силач» Казимира Малевича к опере «Победа над Солнцем». Они проецируется на стену, укрупняются. Оба персонажа ассоциируются именно с Маяковским. Здесь же представлены эскизы декораций Маяковского  к  «Мистерии-буфф». Отдельный разговор о его работе в кино, Маяковском-сценаристе.

Фото: Лилия Шарловская

Лариса Алексеева рассказывает, что поэт был азартным человеком, любил играть в карты, делал ставки на скачках.  Для «не для денег родившегося» деньги стали важной составляющей. Подтверждение тому — наброски стихотворения «Разговор с финиспектором о поэзии», автограф стихотворения «Ответ на будущие сплетни». 

Маяковского спрашивали, сколько он получает за свои строчки, действительно ли приобрел авто. И он ответил: «Ну что ж, простите пожалуйста, что я из Парижа привез  Рено, а не духи и не галстук».

Путешествуя по Франции он написал записки людогуся — так он себя назвал в поэме «Летающий планетарий». Маяковский много ездил по миру, и отдельный раздел выставки посвящен его путешествиям  1922-1929 годов.  Выставлены  личные вещи, приобретенные за границей: кожаная папка для бумаг с инициалами поэта, авторучки — американская  «Parker» и немецкая «Montblanc» желтого цвета с  монограммой,  американские и  французские галстуки из шелка и репса, австрийская фетровая шляпа. 

В Париже он делал покупки с Эльзой Триоле, которая вспоминала, что покупали рубашки, галстуки, носки, пижамы, кожаный кушак, резиновый складной таз для душа, чемоданы с застежками, регулировавшими его глубину, дорожные принадлежности, вилку в кожаном футляре. Как заметила Триоле, это «вещи, нужные Маяковскому» для его поездок по России. 

Фото: Лилия Шарловская

Строкам поэта «Я себя советским чувствую заводом» отвечает пространство социалистической стройки. Над нашими головами — нечто вроде лаборатории стиха. Раз человек-завод, то помимо производства нужна и реклама. Начинается раздел с учетной карточки, которую завели, когда Маяковский за участие в революционной деятельности был арестован. На него составили описание: на вид 17-19 лет, шея тонкая, уши оттопыренные, шаг широкий.

А вот он уже работает в «Окнах РОСТА». Показан процесс создания плаката, можно увидеть чудом сохранившиеся трафареты, при помощи которых осуществлялось тиражирование. Особое внимание в дождливый день привлекали плакаты, рекламирующие резиновую продукцию: «Дождик дождь впустую льешь я не выйду без галош. С помощью  Резинотреста мне везде сухое место». С   припиской — «Продажа везде». На подошве — изображение серпа и молота. Завершается эта часть пространства портретом «В.В.Маяковский в мастерской РОСТА» кисти Александра Дейнеки, созданным к выставке, посвященной 10-летию со дня смерти поэта.

Фото: Лилия Шарловская

«Непонятный массам» — тоже Маяковский. Одни его боготворят, считают опередившим время. Другие не понимают, интересуются: «Зачем вы это пишите?»,  «Почему вы не член партии?» Маяковский собрал около 20 тысяч записок и подготовил универсальный ответ. Рядом с записками, которые можно прочесть, — его подлинная вывеска «Маяковский непонятен массам» с выставки  «20 лет работы Маяковского». Издали читаются только слова «Маяковский массам», а «непонятен»  дается в кавычках и мелким шрифтом. Чтобы там не говорили, он знает что необходим. Это он вырабатывает счастье для своей страны.

Завершает выставку инсталляция, связанная с последним рисунком Маяковского. Тут посетитель может посидеть и обдумать увиденное.        

Открытие выставки, приуроченной к 130-летию со дня рождения Владимира Маяковского: фотогалерея

Смотрите фотогалерею по теме

   

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *