«Свет с неба» в постановке Анджея Бубеня привезли из Петербурга в Москву
В Москве впервые сыграли спектакль «Свет с неба», который поставил в Петербурге Анджей Бубень с Игорем Скляром и Светланой Щедриной в главных ролях. На сцене готовят еду, жарят красный перец на сковородке. Все как в жизни и напоминает забытый вкус давних спектаклей, когда запах еды в партере не казался чем-то диковинным.
Светлана Щедрина и Игорь Скляр. Фото: Виктория Ильина. Пресс-служба театра
В основе спектакля пьеса британского драматурга и режиссера, номинанта премий «Оскар» и «Золотой глобус» Дэвида Хэйра. Он участвовал в создании сценариев фильмов «Часы» и «Чтец» Стивена Долдри, «Нуреев. Белый ворон» Рэйфа Файнса. Долдри ставил «Свет с неба» в Лондоне, и у нас можно было его увидеть киноверсию спектакля на большом экране. А в России пьесу впервые сыграли в павильоне «Ленфильма» больше года назад. Она переведена на русский язык специально по инициативе Анджея Бубеня. Других пьес Хэйра у нас не переводили и не ставили, но прозу публиковали.
Давно замечено, что английская драматургия русским артистам дается гораздо легче, чем французская. Они в ней более органичны, не выглядят ряжеными. «Свет с неба» вполне убедителен в русскоязычной версии.
Три героя находятся в камерном пространстве квартиры, над которой нависает фигура кариатиды. Она напоминает нос корабля, терпящего бедствие, что вполне соответствует самочувствию героев. Красный холодильник, кухня с настоящей плитой, стол, стулья, стопки тетрадок… Пространство, придуманное художником Еленой Дмитраковой, подробное, с множеством деталей, но при этом есть воздух.
Ресторатор и обеспеченный господин Том Седжант и ныне школьная учительница Кира Холлис — бывшие любовники. Они не виделись несколько лет. Год назад Том овдовел, тяжело перенес смерть жены, скончавшейся от рака, и теперь готов к новым отношениям.
Прошлой жизни, что связывала эту пару, для Киры давно не существует. Она сознательно от нее отгородилась. Единственное, о чем иногда вспоминает, так это завтраки в доме четы Седжант — с белой скатертью, серебряной посудой, изысканной сервировкой, хрустящим хлебом. Кире было 18, когда она познакомилась с покойной женой Тома, и та сразу взяла ее на работу, а через пару часов доверила ведение дел в ресторане, потому что случились непредвиденные драматические обстоятельства.
Степень доверия к девочке с улицы была беспрецедентна. Потом у Киры случился роман с Томом, и его жена об этом знала. Он сам приложил для этому немало усилий. И тогда Кира исчезла.
Скромная квартира учительницы расположена на задворках Лондона. Как скажет Том, ее хозяйка отличается от других обитателей непрезентабельного района тем, что пытается приспособиться к этой среде, извлечь свою радость, в то время как другие мечтают поскорее оттуда уехать. Кира словно сознательно истязает себя, ездит на работу в другой конец города, зачем-то преодолевает огромные расстояния. Сначала в ее скромную квартиру без предупреждения является 18-летний сын Тома Эдвард (Александр Титенко). Он нервно двигает плечами, рассказывает о смерти матери, невыносимости отца, погрузившегося в депрессивное состояние, замкнувшегося в своем респектабельном доме. Эдвард с ним в ссоре, самостоятельно зарабатывает на жизнь, торгуя сосисками, запахом которых пропитался насквозь.
Игорь Скляр, Светлана Щедрина и Александр Титенко после спектакля. Фото: Светлана Хохрякова
Вслед за ним в пенале серого коридора, напоминающего гроб, появится его отец. Он словно призрак, изменчивая тень. Проще всего захлопнуть перед ним дверь и никогда не видеть. Игорь Скляр давно уже не тот «лучезарный мальчик», полюбившийся миллионам зрителей после выхода фильма «Мы из джаза» и за беззаботную песенку «На недельку до второго я уеду в Комарово». Кто-то до сих пор представляет его таким, каким запомнил по «Братьям и сестрам», другим эпохальным спектаклям Льва Додина, у которого Скляр учился, работал в Малом драматическом театре, из которого ушел почти двадцать лет назад. Многим хотелось свободы. С Додиным работать трудно. Но мало кто без него чего-то добился. Додинская метка — это навсегда.
Скляру — 65. Его герою – 50. Он не стар и не молод, многое пережил, страдал, мучил тех, кто рядом, но еще пригоден для жизни. Том постоянно и по-идиотски хихикает. Судорогой по его лицу пробегает улыбка. Если бы не эта дикая привычка, то он выглядел бы вполне благопристойно.
Киру сыграла очаровательная актриса Театра на Васильевском Светлана Щедрина. Она работала с Анджеем Бубенем еще в ту пору, когда он был там главным режиссером. Светлана активно и в большом диапазоне снимается в кино, работала с великолепной грузинкой Наной Джоржадзе в «Кроличьей лапе», где ее партнером стал Пьер Ришар, с Сергеем Овчаровым и Дмитрием Светозаровым, снималась в «Тайнах следствия», куда попала еще студенткой, и телепроекте «Опера. Хроники убойного отдела».
Редкий артист в Петербурге не прошел сквозь горнило милицейских сериалов. Кинематографический опыт дал свой эффект – минимализм, внутреннюю сдержанность, отсутствие театральной избыточности. Лишь однажды пара бывших любовников сорвется на крик во вред себе и спектаклю. Это какое-то наваждение. Режиссеры никак не могут отказаться от истошных криков на сцене, которые ничего кроме раздражения не вызывают.
Слегка усталая Кира возвращается с работы, приносит их магазина красный перец, долго обжаривает его на сковороде. Слегка прогорклый запах масла распространяется по партеру. Она готовит спагетти, прямо в кастрюлю добавляет соус, энергично перемешивает. Но предполагаемый совместный ужин не состоится.
Все уйдет в разговоры, воспоминания, выяснение отношений. Игорь Скляр и, соответственно, его герой уйдут со сцены голодными. А потом блюдо со спагетти вынесут гостям, тем, кого пригласили на московскую премьеру. Удивительно, но спагетти окажутся вполне съедобными, хотя трудно было в это поверить, наблюдая за процессом их приготовления из зрительного зала. А там, оказывается, все было по-настоящему.
Источник: mk.ru