С новым канцлером: в правительственном кризисе в Германии обозначилась развязка

С новым канцлером: в правительственном кризисе в Германии обозначилась развязка

Известна и дата досрочных выборов в Бундестаг, и даже их победитель

В потоке новостей о ходе разразившегося в Германии правительственного кризиса, обозначилась наконец дата развязки: внеочередные выборы в Бундестаг пройдут 23 февраля будущего года. Такова, во всяком случае, договоренность, достигнутая между двумя ведущими политическими силами страны: правящей — пока еще правящей — СДПГ и консервативным Христианско-демократическим союзом.

Фото: Kay Nietfeld/dpa/Global Look Press

Уточним, что плановые, очередные парламентские выборы должны были бы пройти в Германии в конце сентября 2025 года. Ускорил события развал правительственной коалиции, так называемого «Светофора», которую на прошлой неделе со скандалом покинула Свободная демократическая партия. После этого Олаф Шольц пообещал поставить в парламенте вопрос о доверии к кабинету, открывающий — в случае вынесения депутатами вотума недоверия — путь к досрочным выборам.

По первоначальному плану канцлера, вопрос о доверии должен был быть рассмотрен парламентом после Нового года — 15 января. А значит выборы, на подготовку к которым конституция отводит в этом случае 60 дней, состоялись бы во второй половине марта. Но оппозицию такая отсрочка не устроила. Лидер ХДС Фридрих Мерц потребовал, чтобы «доверительный» вопрос был поставлен главой правительства не позднее конца текущей недели — с тем, чтобы выборы прошли уже в январе.

У шольцевской схемы, однако, тоже нашлись защитники. В поддержку более поздней дата высказалась Рут Бранд — глава Федерального статистического ведомства, являющаяся одновременно главной по выборам в стране, то есть, проще говоря, — председатель тамошнего Центризбиркома. Но услуга, оказанная ею канцлеру, оказалась, скорее, медвежьей. Один из главных доводов Рут против январских выборов: будет сложновато раздобыть нужный объем бумаги и решить вопрос с печатанием бюллетеней.

Слова чиновницы вызвали настоящую бурю возмущения в оппозиционном лагере. Приведенные Бранд доводы, «скандальны и позорны и являются отражением того, что происходит в Германии», — заявил, в частности, генеральный секретарь ХДС Карстен Линнеманн.

Возмутились — и страшно обиделись — также немецкие полиграфисты. Как заверил глава соответствующего отраслевого союза, ни с бумагой в стране, ни с печатными мощностями нет никакой напряженки, и при своевременном заказе типографиям не составит большого труда изготовить бюллетени для досрочных выборов.

По мнению полиграфистов, заявление руководительницы федерального избиркома наносит репутационный ущерб отрасли и призвано отвлечь внимание «от собственных организационных и административных проблем». Словом, говоря по-русски, с больной головы на здоровую.

В итоге канцлер пошел навстречу оппозиции, но, как видим, — не до конца. Стороны сошлись посредине оспариваемого периода: выборы пройдут на месяц позже, чем предлагали Мерц и ХДС, но на месяц раньше — чем канцлер и СДПГ. Мерц, посетовав, что страна «потеряет месяц», все же заявил, что достигнутый компромисс — «хорошее решение».

Правда, 23 февраля пока считается предварительной датой. Окончательно день новых выборов определит федеральный президент, Франк-Вальтер Штайнмайер. Но это уже, по сути, чистая формальность: поскольку в политической системе Германии роль президента примерно соответствует положению английской королевы, никаких «выкрутасов» от номинального главы государства ждать не приходится.

Обращение канцлера к парламенту с вопросом о доверии, согласно этому компромиссному плану, последует 16 декабря. Таким образом, до старта избирательной гонки осталось чуть больше месяца. Впрочем, по факту гонка уже началась. И судя по соцопросам, впереди пока ХДС.

По данным Infratest dimap, одной из наиболее авторитетных социологических служб Германии, если бы выборы состоялись завтра, христианские демократы получили бы 34 процента голосов. На сегодняшний день это наиболее популярная политическая сила в стране. Для сравнения: рейтинг правящей СДПГ более чем вдвое меньше — 16 процентов. Социал-демократы идут даже не на втором, а лишь на третьем месте, отставая от ультраправой «Альтернативы для Германии» (у тех сегодня — 18 процентов).

Конечно, через три месяца цифры будут другими, но вряд ли нынешнее соотношение сил претерпит существенные изменения. С вероятностью, близкой к ста процентам, ядром будущей правительственной коалиции станет консервативный блок ХДС/ХСС, а канцлером, соответственно, — Фридрих Мерц. Вопрос только, кто явится младшим партнером консерваторов. Тут возможны самые разные варианты: и либеральная СвДП, и «Зеленые» и даже нынешний главный оппонент ХДС — СДПГ.

Более-менее ясен и ответ на вопрос, как скажется смена власти в Берлине на российско-германских отношениях. Судя по обещанию Мерца передать Украине крылатые ракеты «Таурус» — в случае отказа России вывести свои войска, — надежд на потепление питать явно не стоит.

Источник

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *