Недовольство Путина преподаванием математики основано на закрытых опросах ФСО

Недовольство Путина преподаванием математики основано на закрытых опросах ФСО

Президент России не доволен школьными программами по математике

Владимир Путин на Совете по науке и образованию указал на серьёзные проблемы в обучении математике и другим естественно-научным дисциплинам в РФ. По словам президента, школьники зачастую теряют интерес к изучению этих предметов из-за содержания учебных программ и отсутствия квалифицированных учителей-предметников. Ссылаясь на опросы ФСО, Путин показал, что отчёты чиновников отличаются от реальной картины: если в 2018 году о дефиците преподавателей математики говорили 14,9% родителей школьников, то в 2024-м вдвое больше — 33,2%.

Фото: kremlin.ru

Поскольку заседание Совета по науке и образованию было посвящено подготовке инженеров, разговор о математике, физике и т.д. зашёл неспроста. Эти предметы являются базовыми для современных квалифицированных профессионалов. «Нам нужны специалисты, способные генерировать уникальные решения, готовые использовать передовые методы проектирования и конструирования», — подчеркнул Путин.  Он отметил, что важнейший  период подготовки таких  специалистов — 5-9-е классы, поскольку именно  в средней школе  формируется необходимая база знаний по математике и естественным наукам.   «Уровень преподавания этих дисциплин должен быть высоким — не в отдельно взятых учебных заведениях, школах-лидерах, а по всей  стране», — подчеркнул президент. Ему явно не понравилась статистика по победителям и призёрам Всероссийской олимпиады школьников, 43% которых представляют Москву, 14% — Подмосковье,  8% — Татарстан и 7% — Санкт-Петербург. «Четыре субъекта всего! — с досадой воскликнул Путин. — Нам что же: всех в Москву перевозить что ли, в школу? Нет, наверное!  Это неприемлемо, да. Нужно повышать уровень преподавания в регионах»

По мнению ВВП, математика, как и остальные естественно-научные дисциплины, должна увлекать. Сейчас же многие школьники уже в самом начале обучения теряют интерес к таким предметам. Одна из причин — содержание программ начальной и основной школы. Кроме того, в некоторых учебных заведениях естественно-научные дисциплины из-за дефицита кадров преподают учителя другого профиля. Чиновники  эту скользкую тему предпочли не затрагивать, однако, по словам участвовавшего в заседании Совета  представителя «Народного фронта», более трети директоров школ заявляют о нехватке учителей математики, а в каждой седьмой школе отсутствует преподаватель физики. Владимир Путин на это заметил, что у него есть и собственные данные, подтверждающие эту безрадостную статистику. Он напомнил, что опросы россиян регулярно проводят не только всякие специальные организации и «Народный фронт», но и ФСО России, причём делает это регулярно. (Как минимум перед выборами президента). Если в 2018 году о нехватке преподавателей математики заявили 14,9% родителей, то в 2024-м — уже 33,2%. По учителям физики расклад такой: 16,5% в 2018 году и 24,1% сейчас. «Мне кажется, что это убедительно показывает те проблемные вопросы, которые нам всем вместе и прежде всего, конечно, ведомствам нужно решать», — заявил Путин. 

Он также указал на значительную долю возрастных педагогов — 65 лет и старше — по естественно-научным дисциплинам в школах. «Ничего не хочу здесь комментировать, но прошу обратить на это внимание», — обратился к чиновникам президент, очевидно, подразумевая, что знания таких педагогов несколько устарели и не соответствуют задачам сегодняшнего дня. По словам Путина, плохая демография в ближайшие годы отрицательно повлияет на численность учащихся в младшей школе, тогда как в старшей и средней, наоборот, прогнозируется рост учеников практически на миллион. «Нужно, чтобы мы внимательно подошли к регулированию численности преподавателей. Дефицита возникнуть не должно», — подчеркнул Путин. Он предложил подумать о назначении повышенных стипендий студентам педагогических вузов, которые готовятся стать преподавателями математики и других естественно-научных дисциплин. 

Впрочем, есть и другая, не менее сложная проблема: далеко не все студенты после выпуска работают по полученным специальностям. Это касается как учителей, так и тех же самых инженеров. В целом, по данным опросов, которые были проведены в 80 регионах РФ, 38% россиян заявили о том, что полученное высшее образование им в жизни не пригодилось и занимаются они совсем не тем, чем собирались в вузе. «Если на первом курсе работать по специальности хотят 77% студентов, то на старших курсах только 56%», — заявил Путин. Он отметил, что как школьные, так и вузовские образовательные программы нуждаются в обновлении. В школах учебный материал нужно сделать более понятным и интересным. В вузах —  «убрать устаревшие, порой просто архаичные курсы» «Это одна из ключевых причин, по которой ребята теряют интерес к будущей профессии, а порой и вообще бросают обучение», —  уверен Путин. На некоторых инженерных специальностях обучение не заканчивают до 40% студентов. Эти данные, по словам президента, «попросту обнуляют все наше планирование объёмов подготовки кадров». Министерства должны представить предложения, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, указал он. 

Как минимум двое участников заседания заявили о том, что математике нужно уделять повышенное внимание не только в школе, но уже в детском саду. И там же начинать растить будущих инженеров. По словам главы Росатома Алексея Лихачёва, через игры и головоломки можно выделить склонных к техническим специальностям детей, патронировать их и «за руку привести в соответствующие учебные заведения». Директор «Сириуса» Елена Шмелева в свою очередь предположила, что дети, которые с раннего возраста будут сталкиваться с инженерными задачами  в игровой форме с большей степенью вероятности будут заниматься ими в будущем. По крайней мере, они не будут считать профессию инженера сложной, отметила она.

Источник

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *