Экономический кризис в республике добрался до инвалидов и детей
Пока украинские политики всеми правдами и неправдами добиваются для своей страны членства в ЕС, надеясь, что после этого все проблемы Незалежной чудесным образом разрешатся, прибалтийские республики, которые в этом году отпраздновали 20-летие вступления в Европейский Союз, переживают самый тяжелый политический и экономический кризис. Особенно ярко это видно на примере Эстонии.
Таллин. Фото: Pixabay.com.
Во время уличных опросов люди в Эстонии все чаще жалуются на свое тяжелое материальное положение. Они признаются, что стараются экономить на всем, даже на еде, но денег все равно не хватает. Причина в том, что многие эстонцы за последние два с половиной года потеряли работу, и даже тем, кто жил на социальные пособии, приходится потуже затягивать поясок – цены в магазинах растут, а пенсии, наоборот, тают на глазах.
«Я 10 лет была на инвалидности, и вдруг комиссия признала меня трудоспособной, где я сейчас найду работу, если ее теряют даже те, кто раньше был на хорошем счету в своих компания?», — говорит 50-летняя жительница Таллина.
«У моего сына – ДЦП. С рождения стояла тяжелая степень инвалидности, но в этом неожиданно понизили до средней. Хотя физическое состояние ребенка осталось прежним. В результате пособие на него мне с нового года платить не будут», — рассказывает еще одна таллинка.
По ее словам, социальные пособия сейчас урезают всем подряд. Даже реабилитационный центр, куда ходит ее ребенок, в следующем году собираются закрывать, потому что не осталось в достаточном количестве детей с инвалидностью.
«В таких центрах деньги выделяются на реабилитацию конкретного ребенка. Раз нет детей с инвалидностью, то нет и денег на реабилитацию, вот и закрывают центр. Получается, что моего сына не только пособия лишили, но и возможности проходить реабилитацию», — горестно вздыхает мать больного ребенка.
Такие истории простых людей, полные горести и разочарования, нередко появляются в социальных сетях и на страницах местных СМИ. С другой стороны, людям свойственно жаловаться на жизнь даже в самых богатых странах – это черта человеческой натуры. И, может быть, на самом деле не все так уж и плохо с экономикой Эстонии? Увы, нет. Экономисты, эксперты, работающие на эстонское правительство, вынуждены признать, что страна переживает тяжелый экономический и политический кризис.
Впрочем, чему тут удивляться? Эстония – маленькая страна, которая, пользуясь своим геополитическим положением и соседством с Россией, хорошо зарабатывала на транзитных перевозках. Еще большим плюсом для ее экономики было то, что эстонцы могли получать от нас дешевые энергоресурсы. Но сейчас ситуация поменялась, все связи с Россией разорваны. Приходится искать другие ниши на рынке. Например, недавно стало известно, Эстония собирается сдавать в аренду более богатым европейским странам свои тюрьмы. По этому поводу в соцсетях появилось множество саркастических замечаний в адрес правительство. Как сказал один оппозиционный депутат эстонского парламента, 20 лет назад Эстония прославилась изобретением Skype, а сейчас мы способны только на то, чтобы торговать своими тюремными камерами.
Сейчас эстонский парламент обсуждает бюджет на следующий год, но по словам депутатов, в таком виде его невозможно принять.
«Его нужно сделать более прозрачным. Проблема не только в том, что в проекте бюджета зачастую невозможно понять, на что конкретно тратятся деньги, но в том, что многие статьи расходов приведены не в бюджете, а в пояснительной записке. То есть они не обязательны к исполнению», — говорит эстонский журналист и депутат Александр Чаплыгин.
С ним согласен и канцлер права Юлле Мадизе, который отмечает, что в проекте бюджета на 2025 год не видно, сколько денег выделено на детские пособия, пенсии, строительство дорог и другие важные социальные нужды. «Не ясно, сколько стоит само администрирование этих расходов и управление государством в целом. А потом мы удивляемся, что в бюджете вечно нет денег», — признается эксперт.
А вот еще экспертное мнение. Ленно Уускюла, главный экономист Luminor — третьего по величине банка в Прибалтике:
«Потребление продуктов питания снижается месяц за месяцем. Мы действительно потребляем меньше еды, чем несколько лет назад. Люди экономят даже на еде».
Но хуже всего, что следующий год может стать для десятков тысяч эстонских семей еще более тяжелым. По мнению председателя правления Эстонской ассоциации потребительской кооперации Райнера Рохтла, планируемое правительством повышение налогов серьезно ударит по покупательной способности населения, что неминуемо приведет к еще более худшим условиям жизни людей.
Согласны с ним и другие ведущие экономисты страны. По их мнению, повышение налогов в условиях слабого экономического цикла является неразумным шагом, который еще сильнее ударит по потребителям, уровень уверенности которых сейчас даже ниже, чем во времена предыдущего финансового кризиса. А налог на прибыль предприятий может существенно подорвать конкурентоспособность страны в том, что касается привлечения иностранных инвестиций.
«Правительство принимает серьезные решения без экономических расчетов или четкой стратегии, а на основе интуиции. Но если нет анализа, нет четких сценариев, то как вообще можно было принять закон, согласно которому в 2030 году Эстония будет производить электроэнергию только из возобновляемых источников? Как стало возможным такое безответственное решение? На карту поставлены энергетическая безопасность Эстонии, надежность поставок и успех экономики», — в свою очередь критикует действия властей Юхан Партс, бывший работник Европейской счётной палаты.