Избрание президентом страны одиозного Хавьера Милея произошло на фоне крупнейшего коррупционного скандала
Победа Хавьера Милея на выборах президента Аргентины не была легкой. После первого тура он серьезно отставал от конкурента Серхио Массы, получившего 36,29%. Милей имел 29,99%. Но было очевидно, что Патрисия Буллрич, имевшая 23,81% и занявшая третье место, призовет своих избирателей во втором раунде поддержать новичка. Так и произошло. Победитель схватки получил 55,89%. Голосование в Аргентине является обязательным для всех людей, достигших определенного возраста. Конкурент поздравил триумфатора, пожелал ему успехов в плодотворной работе на благо народа, начинающейся 10 декабря.
Фото: Global Look Press
Поражение правящей партии в одной из крупнейших стран региона было предсказуемо. Инфляция — главный экономический показатель — зашкаливала, национальная валюта катастрофически обесценивалась, продукты повседневного спроса постоянно дорожали, деньги превращались в фантики. Весной 2020 года доллар стоил 80 песо, а ныне он стоит 2000.
Хавьер Милей, словно черт, выпрыгнувший из табакерки, имевший лишь опыт шоумена, косвенно напоминал Владимира Зеленского, бравировал броскими, эпатажными фразами типа: «Я предпочитаю мафию, она строго выполняет свои обещания». Предлагал радикальными экзотическими мерами решать накопившиеся проблемы. Главные из его предложений — переход на американские доллары, ликвидация Центробанка, открытие широкого простора для частной инициативы. Он обещал подавить инфляцию в течение года и искоренить бедность, превысившую 40%. Национализировать крупнейшую нефтяную компанию и государственные средства массовой информации. Милей за запрещение абортов и другие подобные меры.
Во внешней политике новый президент ратует за налаживание теснейших связей с Соединенными Штатами Америки и их европейскими и азиатскими партнерами, достигшими экономического благополучия.
Он собирается повернуться спиной к России, Китаю, Бразилии, выйти из БРИКС, в который Аргентину приняли на недавнем саммите в ЮАР.
Реакция политиков на избрание Милея оказалась неоднозначной. Джо Байден горячо приветствовал аргентинца, поздравил с успехом и чистотой электорального процесса. К нему присоединился Дональд Трамп. Глава Уругвая выразил уверенность, что связи между странами обретут невиданную ранее динамику. Примерно сходной позиции придерживается чилиец Габриэль Борич, а также лидеры Панамы, Сальвадора, Перу и Парагвая.
А вот президент Колумбии Густаво Петро настроен весьма пессимистично касательно перспектив двусторонних связей. Но заметил, что таков выбор большинства граждан, с этим надо смириться. Аналогичного мнения придерживается и Мишель Бачелет, экс-дважды глава государства Чили.
Особой резкостью отличалась оценка венесуэльца Николаса Мадуро, назвавшего избранного аргентинского президента неонацистом и призывавшего коллег развернуть с режимом тотальную борьбу.
Возвращаясь к 53-летнему новичку, имеющему лишь двухлетний опыт законотворческой деятельности, хочется отметить, что ему будет нелегко осуществить амбициозные планы, учитывая, что в обеих палатах парламента он имеет меньшинство, обречен налаживать компромиссы, искать попутчиков либо переманивать лояльных депутатов. Он приступил к формированию кабинета министров, готов взять в команду людей из прежних администраций
Он надеется, что открытие границ обернется привлечением солидных инвесторов в экономику, находящуюся в состоянии коллапса. Анализируя причины неудачи партии власти в электоральном сражении, следует иметь в виду чрезвычайно важное обстоятельство. 6 декабря 2022 года там произошло уникальное, беспрецедентное событие. Впервые осудили действующего вице-президента. Этому предшествовали такие события.
Генеральная прокуратура устами члена коллегии Диего Лусиани объявила о возбуждении уголовного дела в отношении Кристины Киршнер, занимавшей вторую должность в администрации. Ранее она два срока после кончины супруга, с 2007-го по 2015 год, являлась главой государства. Ей вменяется в вину злоупотребление властью, коррупция, манипуляция в личных интересах значительной суммой денег, создание преступного сообщества совместно с подельниками, которые тоже сели на скамью подсудимых. Содержалось требование присудить ей 12 лет тюремного заключения и запретить в дальнейшем занимать выборные должности. А.Фернандес, прежде жестко критиковавший Киршнер, в 2019 году взял ее к себе в кабинет в качестве вице-президента.
Оппозиция помнила трагический эпизод, связанный с судьей Хиршманом. Он расследовал террористический акт, совершенный в отношении Еврейского культурного центра в столице, когда погибли десятки юношей и девушек. Это чудовищное преступление затеяли иранские спецслужбы. Эпизод попыталась замять президент, стремившаяся сохранить теплые отношения с этой страной, а служитель Фемиды при загадочных обстоятельствах был убит выстрелом в голову.
Положение вице-президента было малозначительным. Она выполняла преимущественно представительские функции. Не участвовала в принятии принципиально важных решений — например при реструктурировании непомерно высокого внешнего долга. По этой непростой проблеме велись длительные переговоры с председателем Международного валютного фонда, возглавляемого толерантной, покладистой Кристалиной Георгиевой. В результате удалось списать лишь малую часть.
Между тем судебные слушания в присутствии адвокатов возобновились 5 сентября. Окончательный вердикт появился 6 декабря. Обвиняемая осуждена на 6 лет, без права занимать выборные должности пожизненно. Это не означает, что она должна немедленно отправиться в тюрьму. Вердикт должен быть утвержден или отвергнут кассационной инстанцией и Верховным судом.
Оппозиционные партии приветствовали данное решение, подчеркивая, что это триумф судебной системы, «королеве сделан шах», а, по мнению фигуранта, это происки мафии. Разумеется, руководство сразу же обжаловало решение, пустив в ход тяжелую артиллерию.
Вся эта неприглядная история больно ударила по престижу власти.
Резюмируя, подчеркнем: вступление в должность избранного президента означает начало принципиально нового этапа экономического и социального развития Аргентины. Но людям придется нелегко, когда власти призывают потуже затянуть пояса и жить по средствам.