«Война и мир» в Вахтанговском: все началось от гордости мысли

«Война и мир» в Вахтанговском: все началось от гордости мысли

Постановка романа графа Толстого всех удивит

Два дня остаётся до премьеры спектакля, которую в Москве ждут — это «Война и мир»,  Ее  готовят в Вахтанговском к 100-летию театра. С утра до позднего вечера здесь идут репетиции и прогоны. На них побывал обозреватель «МК». 

Владимир Логвинов, Виктор Добронравов, Эльдар Трамов, Артём Пархоменко, Юрий Цокуров

Понятно, что все сейчас волнуются и нервничают. Ведь для театра это —  особая постановка и в особый для него год — 100 лет все-таки! Все помогают друг другу, советуют, подсказывают. Два князя — Василий Ростов  и Николай Болконский, то есть Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков, в перерыве обсуждают ну буквально все до мелочей — до деталей костюмов, жестов. Прохожу по проходу от партера к амфитеатру, а до меня доносится о чем говорят артисты.

—      Рукой так сделай в этой сцене.

—      Думаешь? А красный платочек оставить?

—      Оставь. Смешно.

—      Это говорят  мэтры или опытные артисты. А каково дебютантке — Ксении Трейстер. Она еще учится и даже не на выпускном — всего лишь на  третьем курсе, а ей дали главную роль —  Наташу Ростову. И с кем в очередь  — с Ольгой Лерман, у  которой есть уже две грандиозные работы — Анна Каренина в одноименном спектакле и Татьяна в «Евгении Онегине».

Ксения Трейстер

Фото: Марина Райкина

Судя по тому, что я увидела на первых прогонах, эта «Война и мир» однозначно удивит многих и по разным позициям. Во-первых, в нем Римас Туминас собрал все поколения вахтанговцев — народные артисты (Людмила Максакова, Ирина Купченко, Юлия Рутберг, Марина Есипенко, Евгений Князев, Виктор Сухоруков, Андрей Ильин, Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Юрий Шлыков), заслуженные (Анна Дубровская, Ольга Чиповская, Олег Макаров, Виктор Добронравов, Мария Волкова); молодые, но уже известные  Ольга Лерман, Юрий Поляк, Павел Попов, Анна Антонова, Яна Соболевская, Владимир Логвинов, Юрий Цокуров, Мария Шастина и другие.

Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков

Фото: Марина Райкина

Несколько составов, которые сидят в зале и терпеливо ждут своего часа, то есть выхода на площадку. А мизансцены, в которых им предстоит войти, выстроены необычно — большего лаконизма и скульптурности двойных и ансамблевых сцен представить сложно. Особенно на фоне огромной декорации — и она тоже поражает своим размером и видом — весьма внушительным  (16 на 8), но предельно лаконичным, без каких-либо излишеств. На сцене она одна и артисты —  все. Как люди на фоне вечности.

— Этот спектакль требует элегантности, простоты, — говорит Туминас. — Раньше мы нагружали себя бутафорией, сейчас нам ничего не нужно. Все будет чище. Лишь пустое пространство и актер. Да, огромная стена на сцене, на которой ничего нет, но в ней свои смыслы, и зритель их сам прочитывает в своем воображении, дополняя игру актера. Все заменяют световые потоки, высокое актерское понимание судеб, истории. И понимание театра – что мы делаем. Какие сигналы мы подаем сегодняшнему театру? Как мы сами понимаем театр?

За сценографию, как всегда, у Туминаса отвечает Адомас Яцовскис, за хореографию — Анжелика Холина, главная по  костюмам тут Мария Данилова. Музыку для «Войны и мира» написал Гиедрюс Пускунигис, который в музыкальную ткань партитуры спектакля  включил фрагмент из музыкального сочинения многолетнего соавтора и друга Туминаса —   Фаустаса Латенаса, который год назад внезапно скончался в Литве. Теперь его музыка, некогда написанная к другому  спектаклю Туминаса —  "Вишневый сад",  как дань светлой памяти Маэстро, зазвучит в «Войне и мире».

Римас Туминас, как сфинк, сидит в центре седьмого рядом. Строгий профиль, редкие реплики. Рядом ассистент — артист Эльдар Трамов, который в минувшем сезоне поразительно точно сыграл короля танго — композитора Оскара Строка в спектакле  «Танго между строк». Но сейчас он ассистент Римаса Туминаса, и это для него бесценный опыт.

А Римас то и дело поднимается на сцену, чтобы показать артистам (а все знают, что Римас как большой артист, и всегда с юмором). В данный момент показывает, как отец и сын Курагины (Владимир Симонов и Владимир Логвинов) повалили на сцену и давай мутузить старого князя Болконского — в данный момент Виктора Сухорукова. А днём раньше в этой роли на сцене был Евгений Князев. Старика, конечно,  жалко (прямая ассоциация с жёстким обращением с пожилыми людьми), но все кто есть в зале почему то смеются. Не от жестокосердия или равнодушия, а потому что Римас умеет в любой драме найти если не смешное, то иронию. Как в античной трагедии — на трагическом лице искать  улыбку. А роман «Война и мир» Толстого как и античная трагедия, давно причислен к шедеврам мировой классике и отсюда будет масштаб постановки, который поразит ещё и своей метафоричностью. 

Римас Туминас и Евгений Князев

Парадоксально но факт — Римас Туминас, этот «литовец, состоявшийся как феномен русской театральной культуры» вернул славу Вахтанговскому театру — развернул его репертуар в сторону русской классики. Здесь он поставил свои лучшие спектакли – «Ревизор», «Дядя Ваня», «Маскарад», «Евгений Онегин». Туминас самоироничный: объясняет, что к выбору постановки масштабного романа Толстого его привела «гордость мысли».

— Всё пробуждают воспоминания. Память – это «родина души». И эта родина детства присутствует не только как тема спектакля. Всё идёт из детства. А с этой войной что-то стряслось, и что-то пошло не так. На фоне войны пропадает логика, вступают некие другие законы. Нужна другая игра. Как только зритель предугадывает ваше следующее действие, актёр становится не нужным. Очень важны психологические кульбиты – в поступках, в мыслях. Это ваша обязанность: цирк сознания, переворотов, изменения души, настроения, порывов. Обязанность нашей профессии – раскрыть слово, мысль.

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *