Детям лучше не смотреть
Выставка «Донбасс-Россия: история и современность» — это в целом успешная попытка вместить несколько столетий донецкой истории в пространство четырех залов. Несмотря на героическую тональность, она получилась более драматичной и болевой, чем патриотической. В Музей современной истории России побывал корреспондент «МК».
Фото: Наталья Мущинкина
На бесплатном билете, который сегодня в кассе может получить любой желающий, совершенно напрасно не указана возрастная градация, видимо, она есть на афишах и точно есть на сайте — причем это ограничение всего лишь «12+». Но реально увиденное тянет на все восемнадцать со знаком «плюс». Хотя начинается все с предметов исключительно идеологических и безобидных.
Если говорить о дислокации, то в главном здании музея на Тверской на третьем этаже разместили подлинник главного «сепаратистского» плаката – «Донбасс – это сердце России» 1921 года. В мятежном регионе, «бурлившем» еще в 90-е, и почти оторвавшемся на наших глазах от Украины, нужно прожить всю жизнь, чтобы понимать, какое значение эта нехитрая картинка имела для края шахтеров и металлургов. Карта, изображающая логические пути поставок донецкого угля по стране, Черное и Азовское моря, а вверху два горняка, толкающих вагонетку с «черным золотом», – вот все, что на ней нарисовано. Но она на десятилетия превратилась в фетиш, идейную икону. Не платят зарплату, углекопы падают в голодные обмороки на проходной, власти «консервируют» шахты, горячей воды нет, отключают свет — ответ на все «негоразды» первого голодного десятилетия украинской независимости был один: мы могли быть в составе РФ, мы ее сердце, и страдаем зря. О том, что в соседней Ростовской власти при Ельцине точно также закрывали угледобывающие предприятия, а их труженики голодали – вспоминать было не принято. Но вернемся на выставку.
Фото: Наталья Мущинкина
В первом зале, развернутом на 4-м этаже, сконцентрирована дореволюционная предыстория, ведущая начало с 22 марта 1764 года, когда Екатерина II повелела образовать Новороссийскую губернию.
На стендах из баннерной пленки можно увидеть портреты великих русских ученых, промышленников и деятелей культуры, родившихся или живших в Донбассе: Менделеева, Даля, Куинджи, Ханжонкова (режиссера и предпринимателя), Саввы Мамонтова, а также британского, как бы сегодня сказали, инвестора Джона Юза, основавшего поселение, ставшее прообразом нынешнего Донецка. Мамонтов, связавший неосвоенные земли с остальной империей, упоминается дважды – в одной из стеклянных рам размещена стилизованная под древнерусскую благодарственная грамота Савве Ивановичу за завершение строительства Донецкой железной дороги.
Но это – исторические крошки.
Более обстоятельно представлены экспонаты, обязанные своим появлением РСФСР. Это «модификация» указанного выше плаката, но с лозунгом «Сердце России – красный Донбасс», разъясняющий плакат в формате революционного «лубка» Александра Апсита «Для чего нам нужен Донецкий бассейн» (в кратком пересказе: для чего нужен – чтобы в темноте и холоде не сидеть, а как до него добраться — побить белогвардейцев). А также портрет товарища Артема (партийного деятеля и руководителя Донецко-Криворожской республики в составе Советской России) и копии плаката «Окон РОСТА», призывающих прийти на помощь Донбассу – с текстом Владимира Маяковского. Плюс более поздняя наглядная агитация – воплощенный в красках призыв «Механизируем Донбасс» 1930 года и несколько чисто соцреалистических статуэток, воспевающих рабочих, модели поездов и так далее.
Фото: Наталья Мущинкина
Следующий зал посвящен Великой Отечественной. «Враг будет разбит, победа будет за нами!», «Партизаны, бейте врага без пощады» — гласят со стен теперь уже военные плакаты. Напечатанные в подпольных типографиях листовки взывают к совести коллаборантов-полицаев, а мины, снаряды и хвостовики смертоносных зарядов безмолвно свидетельствуют об ужасах войны. Но эти ужасы отделены от зрителя эпической дистанцией, позволяющей считать допустимым шуточный стишок «Дети в подвале играли в гестапо, / зверски замучен сантехник Потапов». Донецким краеведам хорошо известен снимок горы трупов мирных граждан, замученных гестаповцами в Сталино, однако стишок есть, и такова природа посттравматического человеческого смеха.
Но то, что ждет посетителей после – это еще не покрывшаяся музейной патиной пугающая реальность вооруженной операции Киева против ДНР и ЛНР. И если кто-то не готов рассматривать на отрезе ткани с названием националистического батальона «Кракен» следы от крови (может быть, показалось – но похоже именно на кровь), в последний из залов лучше не заходить. Потому что за отстрелянными тубусами гранатометов, минами «Лепесток» (для визуализации использовали учебную модель), изрешеченными пулями дорожными знаками «Донецк», табличками «Осторожно, мины», за плюшевым медвежонком, найденным в разрушенном артобстрелами доме, скрываются невыплаканные слезы и непреодоленная боль.
И если организаторы преследовали цель показать именно страдание, то проект следовало именовать «Иди и смотри», а не так отвлеченно, как по факту он назван.
В Москве открылась выставка о значении Донбасса в России: кадры проекта
Смотрите фотогалерею по теме
Источник: mk.ru