Накопительная пенсия в России впервые не уменьшится

Накопительная пенсия в России впервые не уменьшится

Потому что пенсионеры стали меньше жить

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который на 2022 год оставил ожидаемый период выплаты накопительной пенсии на прежнем уровне: 22 года. Хотя этот показатель, влияющий на размер ежемесячных доплат около 107 тысяч человек, надо было бы снижать: по данным Росстата, ужасающая смертность от коронавируса уже сократила до 20 число лет, которые средний россиянин может прожить на пенсии.

Фото: Лилия Шарловская

Начиная с 2016 года каждую осень вместе с проектом федерального бюджета правительство вносит в Госдуму законопроект об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии — от него зависит размер накопительной пенсии, которую в качестве доплаты к страховой пенсии будет получать часть женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет. Этот показатель зависит от т.н. «коэффициента дожития», основанного на данных Росстата об ожидаемой продолжительности жизни в предыдущем году (то есть расчеты на 2022 год основаны на данных за 2020 год).

Совсем недавно россияне жили с каждым годом все дольше и дольше, и каждый год ожидаемый период выплаты накопительной пенсии увеличивался на 6 месяцев. Но в прошлом году тенденция переломилась. На 1 января 2021 года, посчитал Росстат, ожидаемая продолжительность жизни для женщин старше 55 лет составила около 25 лет, а для мужчин старше 60 лет — 15,2 года. Это давало ожидаемый период выплаты накопительной пенсии на 2022 год в 241 месяц, около 20 лет. Но правительство предложило оставить его на уровне 2021 года: 264 месяца (22 года). Другого быть, впрочем, и не могло: в заключении думского Комитета по труду и социальной политике обращается внимание на то, что утвержденная ранее методика расчета ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии вообще не допускает возможности уменьшения этого показателя, даже если люди по каким-то причинам мрут как мухи и продолжительность жизни падает, — его можно только увеличивать или оставлять на прежнем уровне. «При возможном сохранении неблагоприятных тенденций, влияющих на ожидаемую продолжительность предстоящей жизни, это будет негативно отражаться на правах получателей накопительной пенсии, а именно приведет к занижению размера пенсии при ее назначении или корректировке», — говорится в документе.

Так что размер ежемесячной «накопительной» доплаты к пенсии для тех, кто такое право имеет, в 2022 году не изменится — не уменьшится и не вырастет, пояснил, отвечая на вопросы депутатов, замглавы Минтруда Андрей Пудов.

О каком количестве пенсионеров идет речь и насколько велики эти ежемесячные доплаты?

Отвечая на вопрос независимого депутата Оксаны Дмитриевой (она считает, что неудачный эксперимент с накопительной пенсией давно пора заканчивать), г-н Пудов сообщил: на пенсионных счетах 75 млн россиян сейчас 4,9 трлн рублей, Пенсионный фонд управляет примерно 2 трлн, а остальные доверены негосударственным пенсионным фондам. Сейчас накопительную пенсию в виде ежемесячных доплат к страховой пенсии, по словам замминистра, получают всего лишь 107 тысяч человек, 11,1 млн россиян, имевших право на накопительную пенсию, накопили с 2002 по 2014 годы столь мало, что взяли все деньги сразу.

Алексей Куринный (КПРФ) заметил, что накопительная часть пенсии уже давно превратилась в фикцию (в проекте бюджета Пенсионного фонда на следующий год она оценена в 860 рублей в месяц): «Цель, которую ставило правительство в начале 2000 годов, что накопительная часть пенсии резко увеличит ее размер, обернулась пшиком. НПФ гоняли деньги туда-сюда, но вместо роста пенсионных накоплений граждане в лучшем случае получили номинал, на вложенный рубль — рубль, что с учетом инфляции означает меньше». А продолжительность жизни уже снизилась почти на 2 года, «ковид убивает наших граждан в огромном количестве, особенно пожилых», заявил депутат: КПРФ голосовала «против».

Михаил Тарасенко («ЕР») признал, что когда в 2002 году создавали пенсионную систему из солидарной части, страховой и накопительной, «впрягли в одну телегу коня и трепетную лань», и потому, когда с 2014 года отчисления граждан моложе 1967 года рождения стали «замораживать», это было «обоснованно». По его словам, «строго говоря», надо было бы снижать ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, потому что продолжительность жизни людей и правда снижается из-за пандемии, но если в 2022 году увеличить ежемесячные выплаты, придется потом их снижать, «потому что в 2023 и 2024 годах рост продолжительности жизни продолжится». Единороссы голосовали «за».

«Замечательные слова прозвучали про то, что мы вот победим коронавирус, но с реальностью это что-то не очень бьется», — заметил выступавший от имени «СР» экономист Михаил Делягин. Коронавирус с нами, похоже, навсегда, сказал он, и «погибают люди в основном не от коронавируса, а от оптимизации здравоохранения, которое превратилось в здравозахоронение».

Глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов от имени ЛДПР (эта фракция воздержалась) тоже заявил, что «была допущена ошибка, когда ввели обязательный накопительный элемент пенсии», а так как смертность в 2020 году в России превысила рождаемость и отрицательный прирост населения 700 тысяч человек, «надо обсудить, какие именно параметры надо в принимаемый законопроект закладывать».

Вот уже несколько лет представители практически всех политических сил в Госдуме из года в год говорят, что отчисления на накопительную часть пенсии надо отменять, что ежегодные «заморозки» неприличны, но… все остается как есть. Потому что почти 5 трлн рублей — большие деньги.

Источник

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *